История Кричева в старых фотографиях

Картина М. Иванова «Вид Кричева в XVIII веке»
Сохранился акварельный рисунок города Кричева 80-х годов XVIII в. художника М. Иванова. На крутых холмах правого берега реки Сож возвышаются стены и башни крепости, ратуша, храмы, жилые дома и хозяйственные постройки. Хорошо видна судоверфь со шпилем, на котором установлена фигурка корабля.
Только рисунок – чертеж А. Мейера и акварель М. Иванова донесли до нас архитектурный облик кричевской верфи. За ненадобностью в начале XIX в. она была разобрана. Бесспорно, установить точное местонахождение верфи ныне нелегко в связи с изменением абриса берега реки и отсутствием каких-либо следов былой постройки.

План Кричева, 1778 год

Кричев к 1-му мосту
Верфь строилась в западной части Кричева в затоне правого высокого берега реки Сож у впадения в нее речки Кричевки. Реку Сож в районе верфи расширили и углубили, построили причалы и стапеля для сборки корпусов судов. На возвышенной части берега были построены два одноэтажных деревянных на каменных фундаментах корпуса с двухъярусной башней с высоким шпилем между ними. Один из корпусов предназначался для сушки и хранения корабельных пиломатериалов, во втором размещались производственные помещения.

Судоверфь в Кричеве
К началу XIX века Кричев был местечком (около 2000 человек). При новом владельце Кричева – помещике Голынском – сократилась промышленность Кричева. Работала только парусиновая мануфактура, водяная и 2 ветряные мельницы, винокуренный завод. В 28 лавках торговали сукном, хлопчатобумажной материей, шелковой тафтой, ситцем и мелким товаром. Ежегодно проводились 2 ярмарки, которые длились по целой неделе. На р. Сож работал перевоз.
Костел Непорочного зачатия Девы Марии.
В 1620 году в Кричеве по указанию польской королевы Боны был построен костел Непорочного зачатия Девы Марии. В 1745 году на средства Марии Жозефина Габсбург костел был обновлен и возле него построен дом ксендза (плебания – дом настоятеля костела, в котором до 1997 года размещался Кричевский городской узел связи).
16 сентября 1855 года деревянный костел сгорел вместе со всеми хозяйственными постройками. На месте костела возвели величественное каменное здание в неоготическом стиле, которое осветили 28 октября 1862 года. Крытое железом сооружение имело следующие габариты: длина 12 саженей, ширина 10, при высоте 8 и 1 аршин.
С 1917-1934 года в здании костела размещался кинотеатр, а затем – самодеятельный драматический театр. В 1934 году здание костела было взорвано и навсегда утрачено, как интереснейшая страничка истории Кричевской земли. На современном этапе, на этом месте располагается Кричевский районный военный комиссариат.
Церковь Святого пророка Илии.
В Кричеве действовала наидревнейшая деревянная церковь во имя Святого пророка Илии. Она стояла на кладбище, расположенном на берегу Сожа. Ее возвели около 1460 года по указу короля Казимира в память о спасении королевы Елизаветы от утопления. Спас Елизавету простой православный рыбак в день Святого Илии, с чем и связано название церкви. За этим храмом был закреплен перевоз через реку Сож, доход от которого поступал в церковную казну.
В 1708 году, во время военных действий против шведов, Петр I побывал в Кричеве и посетил Ильинскую церковь.
Пришедшие после 1917 года к власти богоборцы не пощадили древнейший памятник зодчества – Ильинскую церковь, в стенах которой на протяжении 500 лет отпевали усопших жителей Кричева. В 1940 году кладбищенскую церковь разобрали, потому что потребовались материалы для строительства маслобойного цеха возле речки Кричевки. То место, где стояла церковь, теперь занято могилами, при копании которых был обнаружен находившийся в подземелье церкви склеп.
В 1772 году произошел первый раздел Речи Посполитой, и Молятичи вошли в состав Российской империи. И тогда деревня оказалась в руках католического епископа Станислава Богуша-Сестренцевича, благодаря которому деревня стала известна не только по всей Российской империи, но и по всей Европе. Екатерина II назначает Богуша-Сестренцевича главой Белорусской католической епархии, и он фактически возглавил всю католическую церквь Российской империи.
В 80-е годы XVIII в. в деревне Молятичи – центре Молятичской волости – по приказу архиепископа, а после митрополита С.И. Богуша-Сестренцевича, был построен костел – уменьшенная копия собора святого Петра и Павла в Риме, только в 32 раза меньше.
Строительство тянулось 7 лет. И построен костел был в 1794 году. Освятили костел в честь Святого Станислава.
После шляхетского восстания 1831 года костел и Молятичи были переданы православной церкви, которая перестроила костел под православную церковь.

Костёл Святого Станислава
Есть фотография церкви начала ХХ века. В деревне частично сохранилось также старое православное кладбище. В 1934 году храм был снесен.

Успенская церковь

Бывшая почтовая станция
В 1850-1854 годах через Кричевскую волость была проложена дорога Москва-Варшава, которая сыграла важную роль в дальнейшем развитии края. Для ее обслуживания в 1850 году в местечке Кричев была открыта первая почтовая станция. Станция – это комплекс строений, расположенных в плане прямоугольного двора. Главное строение мурованное, одноэтажное, главный фасад повернут к дороге, его центральная часть и углы выделены пиастрами с готическими арочными нишами. Прямоугольные окна в виде стрельчатых арок. Почтовая станция – памятник неоготической архитектуры XIX века.
В справочнике за 1880 год отмечается, что в Кричеве проживало 2230 мужчин и 2340 женщин, насчитывалось 7 каменных и 754 деревянных дома, 71 торговая лавка, 5 церковноприходских школ, почтовая станция и отделение почтовой конторы, аптека, 6 церквей (особо отмечается в справочнике Никольская, возведенная на месте бывшего языческого капища), костел, 2 синагоги. В Кричеве имелись волостное правление, мещанский староста, полицейский пристав. Работали кожевенные и гончарные мастерские в районе Гончаровки. Сооружена была торговая пристань, ежегодно проводились три ярмарки.
В конце XIX века чериковская общественность (тогда Кричевская волость входила в состав Чериковского уезда) обратилась к властям с просьбой открыть в Кричеве ремесленную школу. И вот в последние дни 1888 года император Александр III издал соответствующий указ. Так в Кричеве появились ремесленные классы для сельской молодежи. Началось строительство двухэтажного здания под ремесленную школу.

Кричев. Ремесленное училище
В 1930 году ремесленное училище преобразуется в школу механизации. Стране были нужны трактористы, комбайнеры, руководители тракторных бригад. В 1933 году в Кричевской профтехшколе обучалось уже около 300 человек. В последующие годы учебное заведение еще не раз меняло свое название и место расположения, в связи с требованиями времени изменялся и список профессий, которые здесь можно было получить. Мало кто знает, что ремесленное училище в начале XX века находилось на месте нынешнего здания прокуратуры.
В начале XX века Кричев насчитывал около 6000 населения, 6 церквей, костел, 2 синагоги, 10 одноклассных церковноприходских школ, 1 почтово-телеграфная контора. Имелось несколько предприятий, среди них: 2 винокуренных завода, мыловаренный и кожевенный заводы, лесопилка с 13 рабочими, 6 мельниц, маслобойня. Ближайшая больница была в Малятичах. Сам Кричев представлял собой небольшое местечко с 3-4-мя двухэтажными домами.

Местечко Кричев, нач. XX века
1 сентября 1904 года начались занятия в преобразованной Кричевской второклассной женской церковно-приходской школе.


Кричев, ул. Шоссейная, нач. XX века

Кричевская Второклассная церковная приходская школа
90 девочек занимались в 2-х-этажном деревянном здании, построенном годом ранее. В школе имелось 3 отделения: младшее, среднее и старшее. В первом училось 49 девочек, в третьем – 24. Предельный возраст для поступающих был от 13 до 17 лет.
Окончившие Кричевскую второклассную школу девушки становились преподавательницами одноклассных церковно-приходских школ. Сейчас на ее месте находится УЗ «Кричевский районный центр гигиены и эпидемиологии».
17 июля 1924 года образован Кричевский район. В июне 1927 года район включен в состав Могилевского округа, с 3 февраля 1938 – в составе Могилевской области. 17 декабря 1931 года местечко Кричев было преобразовано в город Кричев.

Вокзал станции Кричев
Существенные изменения в жизни кричевлян внесла железная дорога. Первый рабочий поезд прибыл на станцию в 1921 году.
Первая промартель Кричева – «Огнебронь»
В 1927 году в Кричеве организовано первое товарищество, артель «Огнебронь» по выработке огнеупорных материалов черепицы, пустотелых камней и дымовых труб из 5 человек, а в 1929 году артель расширилась до 75 человек.
Рабочие Хатиловского торфяного товарищества, 1927 год

Сельхозотдел Кричевского кредитного товарищества, 1927 год

Парад 1 мая, 1927 год

1-й выпуск школы трактористов, 1934 год
В годы Советской власти началось строительство промышленных предприятий на Кричевщине. В 1929 году ВСНХ СССР утвердил технический проект строительства цементного завода в районе города Кричева. Рабочие треста «Белгосстрой» на пустыре у реки Сож приступили к подготовке места для строительства будущего предприятия.

1 мая 1930 после праздничной демонстрации более тысячи рабочих пришли на стройплощадку и заложили фундамент главного производственного корпуса завода с печным, сырьевым, помольным отделениями и тепловой электростанцией.
В 1932 году основные общестроительные работы были завершены, и это дало возможность начать монтаж закупленного в Германии технологического оборудования. Возведение завода было общим делом. 10 ноября 1933 года в 16 часов осуществили розжиг вращающейся печи, страна получила первый кричевский клинкер.

Цементно-шиферный комбинат. Вращающиеся печи
23 ноября 1933 года Государственной комиссией принят в эксплуатацию Кричевский цементный завод мощностью 130 тысяч тонн цемента в год. Выпускаемая продукция загружалась в бочки и отправлялась для строительства метрополитена в Москву.
В начале 1937 года на ТЭС был введен в работу еще один турбогенератор, что дало возможность улучшить показатели по добыче сырья. Коллектив завода успешно выполнил задание второй пятилетки (1933-1937).
В 1940 году предприятие вышло на проектную мощность и выдало стране 130 тысяч тонн цемента.

Рядом с заводом появился рабочий поселок. Кроме жилья, здесь построены средняя школа, клуб, магазины, амбулатория.
Многие работники получили жилье. В ответ на заботу о себе рабочие и служащие наращивали объемы выпуска продукции, но реализовать все задумки помешала Великая Отечественная война.

Лагерь смерти на территории завода

Восстановление завода, 1949 год
В октябре 1943 года Советским правительством принято решение о восстановлении цементного завода, которое успешно завершилось в 1949 году.
В 1937 году было открыто автобусное движение в г. Кричеве.

Лобковичская больница
После получения статуса города в Кричеве появилась районная больница на 75 коек с терапевтическим, хирургическим родильным и инфекционным отделениями, поликлиникой. Данная больница размещалась в районе Гончаровка по улице Колхозная. В конце 50-х годов начато строительство нового здания больницы.

Кричевская районная больница, 1960 год
В 1960 году вступила в строй новая районная больница на 150 коек с инфекционным отделением на 40 коек. Через год в 1961 году было сдано 2-х этажное здание поликлиники.
Во 2-ой половине XX века в Кричеве свое развитие получило жилищное строительство. В 1960-х годах началась застройка микрорайона «Сож» с жилой площадью свыше 16 тыс. кв. метров. Поселок железнодорожного узла, цементно-шиферного комбината.
В 1970-х годах начали застройку микрорайона «Комсомольский» и Дома культуры на площади Ленина.


Застройка микрорайона «Сож» в 1960-х и микрорайона Комсомольский в 1970-х


Строительство Дома культуры в 1970-х годах